Роль семьи в формировании личности (родительское собрание)
На доске слова В.А. Сухомлинского: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».
Уважаемые
родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль в
их воспитании играет семья и школа, так как семья и школа—это два
социальных института, от согласованности действий которых зависит
эффективность процесса воспитания.
Чтобы вырастить полноценного
человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую
личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как
союзники, делясь с детьми добротой, опытом, знаниями.
Взаимоотношения
семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе,
когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими
чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте,
ведь именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения.
У
школы три задачи: воспитание, обучение, просветительство. Школа может
помочь иногда при решении многих вопросов воспитания. Но она никогда не
сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным
средством в формировании личности.
Жизнь и наука доказали, что все
беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного
воспитания, главная из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и
поддерживать своих детей.
Самое главное для ребенка—чтобы его любили таким, какой он есть.
Обратитмся к словам
Есть много разновидностей любви:
Любовь умиления
Любовь деспотическая
Любовь откупа
Уважаемые родители, прежде чем я раскрою смысл каждого из этих выражений, хочу обратить внимание на мини-анкету на доске.
Дайте ответы на вопросы.
Вернемся к недостаткам, которые встречаются в воспитании.
Любовь умиления—самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.
Вторая разновидность—деспотическая любовь. Эта форма—одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренний мир, силы, желания быть хорошим.
Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь—такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.
Третья разновидность—любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отдалённое забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один родитель не уделяет достаточно внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.
Какой же должна быть подлинная родительская любовь?
Каким вырастет ребенок, во многом зависит от того, какое он занимает положение в семье.
Благополучное, когда семья проявляет разумную заботу о ребенке с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он уважает других;
Неблагополучное, когда он- баловень семьи, а затем нередко—деспот семьи, либо изгой и растет, как сорная трава, либо он—«квартирант».
Практическая часть
Тест
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети--свидетели. А может, они учатся жить у жизни.
Игра «Закончи предложение».
Если:
Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).
Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).
Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).
Ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым).
Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).
Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).
Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).
Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).
Заключение.
У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок. Школа что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано. Реальные поступки—вот что формирует поведение ребенка, а не слова и нравоучения.